Якунин «проехался» по БАМу?

Якунин «проехался» по БАМу?

1 марта 2016, 20:48. Новости 1520. Стоимость стройки БАМа и Транссиба была завышена на 45% (на 8,5 млрд.руб.) в интересах подрядчиков, близких к экс-главе РЖД?

Якунин «проехался» по БАМу?

Бывший президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Владимир Якунин, даже уйдя из этой государственной компании, продолжает фигурировать в новых «распильных» скандалах, связанных с тендерами РЖД.

Как выяснилось, проведя аудит строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссиба, сотрудники Deloitte обнаружили, что эти объекты можно было построить на 45% дешевле .

Напомним, что создание этих «транспортных объектов» суммарно обошлось государству в более чем в 1 трлн руб. Изучив смету вторых путей, разъездов и вставок (восемь объектов стоимостью 19,2 млрд руб.) аудиторы пришли к выводу, что их можно построить за 10,7 млрд руб., то есть на 8,5 млрд. (или на 45%) дешевле.

Иными словами, на создание БАМа и Транссиба государство потратило «лишние» почти девять миллиардов рублей, хотя эти деньги можно было бы сэкономить. По мнению экспертов, завышение сметы на 45% было выгодно подрядчикам.

Таинственная смена собственника подрядчика

Напомним, что в феврале 2014 года структуры РЖД объявили самый крупный в своей истории тендер. Длинный перечень работ выставили единым лотом со стартовой ценой 131 млрд руб. На подряд нашлись три претендента, но конкурс по формальным причинам не состоялся.

По данным СМИ, повторно гигантский лот выставили на торги в мае, но уже за 133,5 млрд руб . Претендентов было двое. Выиграл консорциум во главе с московской управляющей компанией «Бамстроймеханизация» (УК «БСМ»), снизивший стоимость на 13 млн руб. (0,01%).

УК «БСМ» на момент подачи заявки имела уставный капитал 13 тыс. руб., а годовая выручка компании до 2014 года не превышала 53 тыс. руб. Впрочем, значительной частью стройки предстояло заниматься другому участнику консорциума — ПАО «Бамстроймеханизация» (ПАО «БСМ»).

Ранее длительное время хозяином ПАО «Бамстроймеханизация» был Василий Тарасенко, но между первым и вторым «гигантским» тендером РЖД, господин Тарасенко продал свою компанию офшору, по слухам, подконтрольному лицам, близким к руководству РЖД .

Связь с Якуниным

В СМИ сказано, что официально ПАО «БСМ» принадлежит кипрскому офшору, а тот — фирме с Британских Виргинских островов, бенефициары которой не раскрываются.

Зато в совет директоров ПАО «Бамстроймеханизация» после смены владельцев вошли бизнесмены Алексей Крапивин, Валерий Маркелов, Юрий Коротченко, Юрий Ободовский и Алексей Бунин. Последний ранее возглавлял центральную дирекцию РЖД по ремонту пути, а сейчас руководит УК «БСМ». А Ободовский ранее владел 48-процентной долей в УК «БСМ».

Владимир Якунин, бывший глава РЖД

Известно также, что Крапивин, Маркелов и Ободовский контролируют еще одного подрядчика РЖД — «Объединенную строительную компанию 1520» («ОСК 1520»). В ноябре 2014 года (ОСК 1520) стал победителем открытого конкурса РЖД на развитие объектов электрификации и электроснабжения Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей в 2014-2017 годах. Тогда СМИ писали, что совладелец БСМ с партнерами получил контракт РЖД на 28 млрд рублей .

Интересно, что если Алексей Бунин при Якунине был одним из топ-менеджеров РЖД, то Алексей Крапивин – это сын ныне покойного Андрея Крапивина (совладельца Межтрастбанка и советника Владимира Якунина) .

«Распил» в особо крупных размерах?

Получается, что бывший глава РЖД отдал многомиллиардный тендер «дружеским себе» коммерсантам, а стоимость сметы фактически была завышена на 45% . Данная ситуация напоминает колоссальный «распил» бюджетных денег (возможно, один из самых больших «распилов» за всю историю воровства в государственных корпорациях).

Стоит отметить, что «друзья Якунина» (Крапивин, Маркелов и Ободовский) входят в совет директоров ПАО «Ленгипротранс», а дочерняя структура этого ПАО («Росжелдорпроект») выполняет масштабные проектные работы для РЖД. На 2013–2017 годы для этого направления был предусмотрен лимит финансирования в 133,5 млрд руб.

Похоже, что в бытность главой РЖД Якунин буквально «дарил» тендеры своим друзьям. Очевидно, что теперь проверить деятельность этих лиц не мешает следствию.

След Олега Тони

Еще с РЖД активно работает «Трансюжстрой», которым владеет, в том числе, и Анатолий Антипов, бывший бизнес-партнер вице-президента РЖД по строительству Олега Тони .

Олег Тони, вице-президент РЖД по строительству

«Трансюжстрой» тоже получает многомиллионные тендеры от РЖД, а Олег Тони продолжает оставаться вице-президентом РЖД . Кстати, руководство РЖД отдало без конкурса компании «Трансюжстрой» контракт стоимостью 29 млрд рублей на строительство трассы «Адлер-Красная поляна».

Очевидно, что Олег Тони продолжает защищать интересы своих «друзей из бизнеса», активно работавших с РЖД еще при экс-главе этой компании. Похоже, что «якунинское лобби» осталось в руководстве РЖД даже после отставки самого Якунина.

Банковские аферы

Говоря о ныне покойном «друге Якунина» Андрее Крапивине, хочется отметить, что он был партнером скандально известного банкира Германа Горбунцова по «Столичному торговому банку» (СТБ). Напомним, что Герман Горбунцов со своими партнерами приобрел у Александра Антонова и его сына Владимира ОАО «АКБ «Конверсбанк-Москва»», переименованный затем в ОАО «Столичный торговый банк». Вместе с Горбунцовым СТБ контролировали Петр Чувилин (ныне арестован) и Андрей Крапивин.

Через СТБ проводились железнодорожные финансы. Известен случай, когда Крапивин разместил в «Конверс банке» 450 млн долларов (не то средств РЖД, не то самого Якунина, не то их общие) .

В СМИ написано, что благодаря связям Петра Чувилина в СТБ удалось разместить около $1 млрд, принадлежащих ОАО «Российские железные дороги» , но по итогам проверки ЦБ выяснилось, что в СТБ имеется недостача около $700 млн. Эксперты говорили, что деньги РЖД могли быть «распилены».

Ситуация, когда СТБ не смог вернуть РЖД депозит на $1 млрд. , привела к крупному скандалу, который затронул Чувилина, Крапивина и самого Якунина.

Кстати, в 2014 году журналистам стали доступны документы (банковские «проводки»), свидетельствующие, что через счета в СТБ, принадлежащие 10 фирмам с номинальными владельцами, а в некоторых случаях и подставными директорами, в 2007–2013 годах прошло $2,5 млрд, полученных по контрактам от РЖД . Фактически, через СТБ был налажен вывод активов РЖД.

Олег Белозеров, глава РЖД

Безусловно, Андрей Крапивин мог бы многое рассказать о выводе активно из РЖД, но он уже умер. А вот Петр Чувилин сейчас является подсудимым по делу о крупном мошенничестве (на $5 млн. - прим.ред.) . Его судит Тверской райсуд Москвы. Возможно, что Петр Чувилин расскажет следствию, как деньги РЖД уходили через СТБ.

Отметим, что Алексей Крапивин (сын Андрея Крапивина) является одним из основных акционеров Интерпрогрессбанка. Примечательно, что до отставки Якунина рейтинг Интерпрогрессбанка был на уровне «А» («высокий уровень кредитоспособности»), но затем рейтинг этой финансовой организации рухнул.

Падение рейтинга вполне логично, так как 48% заемщиков Интерпрогрессбанка – это так называемые «якунинские подрядчики» . Получается, что экс-глава РЖД проводил через банки, связанные с семьей Крапивиных, деньги госмонополии. Все это должно стать поводом для разбирательства со стороны следствия.

Якунина уже давно подозревают в выводе денег через банки, связанные с РЖД. К примеру, при Якунине ОАО РЖД купило долю в банке «Миллениум». Ранее ОАО «РЖД» владело 35,09% акций уставного капитала банка «Миллениум» , но недавно у этого банка отозвали лицензию.

Известно, что структуры ОАО РЖД купили долю в «Миллениуме» в середине 2013 года. Тогда размер его активов составлял 11,29 млрд руб., капитал был равен 765 млн руб. Впоследствии капитал увеличился до 1,1 млрд руб., но объем активов стабильно сокращался и к концу 2015 года достиг 7,836 млрд руб.

Поговаривают, что топ-менеджеры выводили деньги из «Миллениума», а эти средства могли поступать «откатом» к самому Якунину. Возможно, вскоре силовики проверят связь экс-главы РЖД и банка «Миллениум».

Офшорная империя

Борцы с коррупцией утверждают, что некоторые офшорные компании, куда, возможно, «уплывали» деньги РЖД, могли иметь связь лично с Якуниным и с членами его семьи (например, с его сыном Андреем Якуниным). Так, среди офшоров, тесно связанных с деятельностью РЖД, в СМИ неоднократно упоминались зарегистрированные в юрисдикции Кипра транспортные копании Far East Land Bridge и «Региональная гостиничная сеть».

Предположительно, они входили в контролируемый Якуниным инвестфонд VIY (Venture Investments & Yield Management LLP) . Фонд зарегистрирован в Лондоне, где уже более пяти лет проживает сын экс-главы РЖД Андрей. Похоже, что с подачи «клана Якуниных» деньги РЖД через кипрские офшоры (и не только через них) «уплывали» в Великобританию.

Андрей Якунин, сын Владимира Якунина

Якунин держит в офшорах не только бизнес-активы, но и землю. Напомним, что до февраля 2011 года Владимир Якунин официально был владельцем участка (площадью 7 га) в подмосковном Акулинино . Но затем земля была переписана на кипрскую Mirolo Investments Ltd .

Офшорная компания Mirolo — не чужая Якунину. По данным СПАРК, эта компания владеет петербургским ООО «Акулинино», которым руководит Сергей Башков. Он же возглавляет юридический департамент Venture Investments & Yield Management, инвестиционной и управляющей компании сына Владимира Якунина — Андрея.

Следователи придут за Якуниным?


В связи с подозрениями, что деньги, выводимые из «железнодорожных» активов, могли «оседать» в офшорах, связанных с семьей Владимира Якунина, силовикам стоит, как минимум, вызвать на допрос экс-главу РЖД.

К счастью, сейчас следственные органы уже начали предъявлять свои претензии к соратникам Владимира Якунина. Взять, к примеру, недавние обыски у бывшего начальника департамента корпоративных коммуникаций РЖД Сергея Михайлова (ныне – главы ТАСС). Похоже, что вскоре силовики займутся и самим Якуниным. Не исключено, что бывшему президенту РЖД через некоторое время придется понести уголовную ответственность.

Обсудить статью на Форуме: перейти по ссылке