Вагон влетел в копеечку

Вагон влетел в копеечку

1 марта 2016, 20:00. Новости 1520. Железнодорожные операторы столкнулись с существенным ростом цен на комплектующие для грузовых вагонов. Вагоностроители объясняют: цены выросли из-за увеличения стоимости металлопроката для производителей. Но операторы не согласны с ростом цен на сам ремонт, который осуществляется в основном вагоноремонтными предприятиями РЖД. С начала года он вырос в цене на 15–20%. При этом, по данным источников, в апреле вагоноремонтники планируют еще одно аналогичное повышение цен.

Операторы грузовых вагонов столкнулись с ростом стоимости комплектующих к вагонам и подорожанием текущего отцепочного ремонта (ТОР). Как рассказали в двух грузовых операторах, стоимость среднего ремонта колесной пары увеличилась на 21%, цена самого колеса подскочила на 40%, клин фрикционный (гаситель колебаний) вырос в цене на 15%, аппараты поглощающие (автосцепные буферы) — на 20%. О подорожании было объявлено в письме, направленном в конце декабря 2015 года в адрес крупнейших операторов от имени вагоноремонтных предприятий «Российских железных дорог» (РЖД).

Вагоностроительные компании заверяют: причиной увеличения цен на комплектующие стали растущие цены на металлопрокат. Стоимость комплектующих привязана к цене на металл, которая является основной составляющей цены железнодорожных деталей, пояснил руководитель информационно-аналитической комиссии Объединения вагоностроителей (ОВС) Михаил Бойко.

«Только по январю – февралю текущего года стоимость металла для вагоностроительных предприятий выросла в среднем на 10–15%, — рассказал он в разговоре. — Что касается скачка цен на колеса, то это очень показательный пример в ценообразовании на комплектующие.

Колеса — хороший товар с точки зрения экспортного потенциала: если их можно продать за рубеж, зачем металлургам продавать их дешевле на внутреннем рынке?»

В ОВС отмечают, что вагоностроительные предприятия «исчерпали свой запас прочности». Многие заводы уже работают ниже рентабельности, цена на вагоны и комплектующие находится на 5–10% ниже себестоимости, уточняют в некоммерческом партнерстве, поэтому ждать понижения цен не стоит.

Но помимо роста цен на комплектующие операторы грузовых подвижных составов недоумевают по поводу роста цен на сам ремонт. По их мнению, в условиях отсутствия роста грузовой базы и снижения доходности перевозок такая мера ударяет по одному из главных звеньев грузоперевозочной цепи, что в итоге негативно скажется на всех участниках рынка — от грузоотправителей до вагоностроителей и инфраструктуры.

В 2015 году погрузка на сети РЖД сократилась на 1%, до 1,215 млрд т. При этом суточная ставка за полувагон сейчас не превышает 500 руб., а в начале 2015 года опускалась ниже 250 руб. на тендерах грузовладельцев, по данным Института проблем естественных монополий.

В Первой грузовой компании (ПГК; входит в железнодорожный дивизион UCLH Владимира Лисина) «Газете.Ru» заявили: «Учитывая то, что сегодня ОАО «РЖД» является доминирующим игроком на рынке ремонта вагонов, а в ряде регионов — единственным, повышение стоимости услуг без ориентира на существующую экономическую ситуацию является нерыночной мерой». По словам замгендиректора по техническому развитию, главного инженера ПГК Сергея Гончарова, в «РЖД не принимаются меры по сокращению издержек, в том числе на транспортно-заготовительные расходы, не используются возможности дифференцированной стоимости доставки колесных пар к местам проведения ремонта в зависимости от удаленности вагоноремонтных предприятий от пунктов ТОРа».

При этом в 2015 году вагоноремонтные предприятия РЖД уже повышали расценки на текущий отцепочный ремонт на 8,2–100% в зависимости от услуги, писал «Коммерсантъ» чуть менее года назад. Некоторые номенклатуры тогда и вовсе подскочили в цене в несколько десятков раз: так, «устранение остроконечного наката гребня» подорожало на 3138%.

Как сообщил источник в одном из железнодорожных грузооператоров, в 2016 году компаниям дали понять, что январское повышение цен на ремонт будет не последним в этом году.

По данным источника, «дочки» РЖД планируют в апреле еще одно аналогичное повышение, что в сумме в годовом исчислении даст рост цен на ТОР не менее 30%.

Как отметили в Объединении вагоностроителей, любое повышение цен в вагоностроительной отрасли «раскручивает инфляцию». «Металлурги повышают цены на прокат, в результате увеличивается цена на вагоны и комплектующие, увеличивается срок окупаемости продукции, повышается цена для грузоотправителей, в числе которых и сами металлурги. Все, кольцо замкнулось. В результате получается следующий виток инфляции, цены повышаются и для конечного потребителя, населения», — отметили в ОВС.

Обсудить статью на Форуме: перейти по ссылке