Молодые железнодорожники Забайкалья перенимают опыт зарубежных коллег

Молодые железнодорожники Забайкалья перенимают опыт зарубежных коллег

15 июля 2015, 20:19. Новости 1520. Вот уже на протяжении пяти лет в ОАО «РЖД» реализуется международная молодежная программа, которая предоставляет молодым сотрудникам холдинга возможность познакомиться с работой ведущих железнодорожных компаний мира.

На встрече, прошедшей в пресс-центре «Комсомолки», молодые руководители Забайкальской железной дороги Константин Вересов, Иван Иванов и Виктория Кутафина рассказали о данной программе.

Развитие международного молодежного сотрудничества – одно из приоритетных направлений корпоративной молодежной политики ОАО «РЖД». В настоящее время на постоянной основе реализуется три совместных программы: «Молодые профессионалы» с ОА «Германская железная дорога», «Молодые таланты» с ГК «Австрийские федеральные железные дороги» и «Молодые лидеры» – с концерном «Железные дороги Финляндии», в рамках которых проводятся совместные стажировки перспективных молодых руководителей, специалистов и работников.

О том, как стать участником такой стажировки, рассказал, опираясь на собственный опыт, Иван Иванов:
– Для того, чтобы принять участие в международных стажировках необходимы два условия: во-первых, это, конечно, знание английского языка на достаточно серьезном уровне, а во-вторых, возраст до 35 лет. Это формально. Реально же, человек, участвующий в этих проектах обязательно должен знать и понимать, чем живет компания, какие перед ней стоят цели и задачи, быть вовлеченным в ее жизнь, думать, размышлять, жить вместе с компанией. В конкурсе проверяется уровень развития корпоративных компетенций, в том числе, лидерские и личные качества, знание английского языка, умение себя подать, поведение на публике, способность излагать свои мысли. Поэтому далеко не все, кто проходит отборочный этап, участвуют в слете молодежи и непосредственно направляются на международные стажировки.

Конкурсный отбор проходит в три этапа. Первоначально, кандидат должен подать заявку и пройти тест на знание английского языка. Это заочный отборочный этап. Успешно прошедшие его кандидаты приглашаются в Москву, где в течение 3-4 дней с ними проводится комплекс обучающих мероприятий.

Обучающая программа весьма насыщенна. В нее включены тренинги и семинары по деловому этикету и деловому протоколу, изучение традиций иностранных государств, программы по командообразованию и многое другое. Также в рамках обучающей программы предусмотрены коммуникационные площадки по обмену опытом с участниками международных молодежных программ ОАО «РЖД» прошлых лет. Иными словами, прохождение второго отборочного этапа, уже само по себе дает молодым сотрудникам неоценимый практический опыт деловых коммуникаций и помогает лучше понять корпоративную культуру. Что уж говорить о самих стажировках, на которые направляются молодые специалисты по результатам прохождения второго отборочного этапа.

Своими впечатлениями поделился Константин Вересов, прошедший в 2013 году стажировку в Финляндии:
– В Финляндии мы провели 10 дней. Принимающей стороной была разработана очень обширная программа, ежедневно проводились две-три встречи с топ-менеджментом принимающей компании, также прошло две встречи с президентом компании «Финские железные дороги». Стажировка стала отправной точкой для понимания того, что сейчас есть РЖД, для чего организовано ее реформирование, которое многие воспринимают скептически. Я сделал вывод, что причиной такого отношения является неприятие нового, отсутствие привычки работать в новых рыночных условиях. Но не стоит забывать, что стратегия компании разработана на многие годы вперед, и к конечной цели ведет ее поэтапное выполнение. Это осознание пришло как раз на примере Финских железных дорог, в результате непосредственного общения с топ-менеджерами. Стажировка в Финляндии – это знакомство с опытом, иным по масштабам, – говорит Константин.

Финские железные дороги насчитывают порядка 10-12 тысяч сотрудников, для сравнения в РЖД – 1,1-1,3 миллиона человек.

Только на полигоне ЗабЖД работают 50-53 тысячи человек. Эксплуатационная длина путей ЗабЖД 3300 километров, что кратно больше, чем в Финляндии. Эффект масштаба, конечно, накладывает свои ограничения в деятельности компании, при этом Финские железные дороги прошли путь от массивного малоподвижного монстра до мобильной эффективной компании. Через международные стажировки, работу с молодежью, инновационные проекты в ОАО «РЖД» идет формирование новой корпоративной культуры: переход от изжившей уже себя административно-командной министерской системы к рыночной.

– Поразило меня, конечно, многое. Например, совместный проект России и Финляндии – поезд «Аллегро», курсирующий по маршруту Санкт-Петербург – Хельсинки, – продолжает Константин Вересов. – Когда он переходит на финскую сторону, там очень сложные географические условия, поэтому особенность подвижного состава такова, что на кривых он может, не снижая скорости, наклоняться в сторону поворота. Еще в Финляндии однопутная железная дорога. При достаточно большой грузонапряженности работа построена таким образом, что пассажирские поезда ходят днем, а грузовые, по тем же путям, – ночью. Однако я не работник эксплуатационной службы, поэтому, в первую очередь, меня заинтересовали особенности внутрикорпоративной культуры. Здесь меня поразила открытость компании: декларируемые, заявляемые ценности очень четко исполняются. В общей столовой легко можно встретить президента компании с рядовыми сотрудниками, в этом плане у них нет разрыва, в коллективе очень добрые, дружественные отношения. К этому располагает и сама финская культура, у них обращение на «Вы» можно встретить только в армии, стандартная же форма обращения – на «ты».

Как и Константин Юрьевич, Иван Иванович, также заинтересован, прежде всего, в изучении опыта построения корпоративных коммуникаций:
– Если мне удастся попасть на стажировку в Австрию, конечно, хотелось бы увидеть, как работают на практике те ценности, которые декларируют многие западные компании. Например, как выстроена структура бизнеса, налажены взаимоотношения между структурными подразделениями, как проявляется внутрикорпоративная культура. Возможно, кому-то это покажется не особо сложным, но, ведь, именно из этого складывается успех компании. В любом бизнесе корпоративная культура – одна из основных ценностей, материальные активы могут приобретаться, устаревать, списываться, терять свою ценность. Корпоративная же культура формируется на протяжении многих лет, это сердце компании.

Со временем руководство ОАО «РЖД» планирует организовать сотрудничество в сфере обмена опытом и на восточном полигоне железных дорог. Можно сказать, что в развитии такого сотрудничества Забайкальская железная дорога стала пионером. В 2011 году состоялся юбилейный V слет молодежи Забайкальской железной дороги, на который были приглашены молодые сотрудники из Китая и Монголии.

– Первая моя зарубежная стажировка, правда, не по линии РЖД, а по президентской программе, состоялась в Японии, где и зародился интерес к познанию передового опыта зарубежных стран, – рассказывает Константин Вересов. – Поскольку самая протяженная граница с нашим соседом Китаем идет, как раз, по Забайкальской железной дороге, обмен опытом, конечно, чрезвычайно интересен. К тому же у них используются самые передовые технологии, как в скоростном движении поездов, так и в бережливом производстве. Особый интерес вызван еще и тем, что их масштабы сопоставимы с масштабами РЖД, как по протяженности железнодорожных линий, так и по количеству подвижного состава. Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество, и со временем хотелось бы проводить не только ознакомительные стажировки, но и продуктивные, рабочие.

Международные стажировки и слеты молодежи, ежегодно проводимые холдингом РЖД, позволяют молодым железнодорожникам не только знакомиться со спецификой работы ведущих железнодорожных компаний мира, посетить передовые зарубежные железнодорожные объекты, пройти дополнительное обучение и наладить профессиональные связи с иностранными партнерами. За счет такого обучения зарождается и формируется образ сотрудника компании нового формата.

Сейчас на Забайкальской дороге молодежь составляет более 30% сотрудников. Ежегодно порядка 200 человек принимают участие в слетах и стажировках. Именно они в дальнейшем будут составлять костяк компании и показывать положительный пример остальным сотрудникам. Поэтому у Забайкальской железной дороги хорошее будущее.

Обсудить статью на Форуме: перейти по ссылке