Железным дорогам нужны хорошие кадры

Железным дорогам нужны хорошие кадры

29 апреля 2015, 19:33. Новости 1520. Подготовка профессиональных кадров – один из драйверов роста экономики, заметил на недавней прямой линии президент В.В. Путин. Однако, по словам президента, пока в стране наблюдается недоработка по профориентации школьников и студентов. Как с этим и другими вопросами в сфере образования справляются в их вузе, рассказали специалисты СамГУПС.

Работаем по новым стандартам

"Вопреки обсуждаемому сейчас вопросу о кризисе образования, у нас сегодня много хороших новостей, — говорит М.А. Гаранин, проректор по учебной работе СамГУПС. – в нашем вузе в течение последнего года произошли структурные изменения. На 60% обновился состав ректората, корпуса заведующих кафедрами и деканов. В управление в нашем вузе пришло много молодых активных деятелей – основной возраст управленческого звена сейчас 35-40 лет. Рынок образовательных услуг и рынок труда предъявляют к университету определенные требования. Мы должны им соответствовать".

В условиях возрастающей информационной динамики, глобализации и модернизации общества система образования, направленная лишь на трансляцию знаний, становится неэффективной. Сегодня на первый план во всех сферах образования вышли умение работать с информацией (добывать, обрабатывать, использовать), а также способность реагировать и эффективно использовать стремительно возникающие и развивающиеся инновации. И наверное, одно из самых главных требований, предъявляемых к учебным учреждениям и их образовательным программам, – их связь с производством. В новых федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) этот вопрос находится в центре внимания.

Большое значение профориентации выпускников транспортных вузов уделяют и сами Российские железные дороги. Об этом в своем выступлении на общественно-педагогическом форуме в Петербурге заявил и глава компании В.И. Якунин. "Российским железным дорогам нужны профориентированные студенты, знающие иностранный язык", — подчеркнул он.

Естественно, что вопросы обеспечения требуемого качества профессиональной подготовки специалиста и поиска механизмов его повышения находятся в центре внимания транспортных вузов.

Специалистами СамГУПС был разработан и предложен свой механизм – "Система вузовских компетенций". Смысл заключается в участии ключевого работодателя – ОАО "РЖД" – в формировании общей учебной программы, управление которой осуществляется более оперативно. Предполагается возможность пересмотра системы вузовских компетенций раз в 2 года, внося соответствующие изменения в образовательные программы.

"Новый федеральный закон очень демократичен, — комментирует М.А. Гаранин, — очень много программных вопросов отдается на реализацию внутри вуза. Во многом это большой плюс. Мы разработали концепцию реорганизации университета, и будем следовать этой дорожной карте до 2018 года. К настоящему времени успели реорганизовать и систему кафедр: из 32 сделали 25. Раньше у нас было 5 факультетов, а теперь стало 6. Это позволило нам улучшить работу самих факультетов".

Участвуют студенты

По новым требованиям ФГОС участвовать в процессе формирования содержания своего образования должны и сами обучающиеся. Одной из форм реализации этого стандарта в СамГУПС стал сайт учебного учреждения. "Он существовал у нас и ранее, но теперь мы его обновили и усовершенствовали", — рассказывает Гаранин М.А. Сейчас на нем много интерактивных сервисов, таких как актуальное расписание и поиск аудитории на карте, 3-D тур по вузу и учебно-производственному полигону на ул.Литвинова, интернет-проект "Они сражались за родину", электронная библиотека, где каждый зарегистрировавшийся может найти необходимую литературу. Электронная база библиотеки университета содержит сведения не только по железнодорожной тематике, но и о педагогике, охране труда, психологии, обладает информацией библиографического характера.

"Показал большую эффективность проект "Задай вопрос ректору" — продолжает проректор по учебной работе. — Много конкретных и адресных вопросов. Надо сказать, что я лично очень много отвечаю онлайн — это очень удобная форма взаимодействия со студентами сегодня. Особенно для профориентационной работы".

Добро пожаловать

Самый традиционный способ профориентационной работы, это, пожалуй, день открытых дверей. В СамГУПС он проводится регулярно – 5 раз в году. Территория охвата не только Самара, но и все населенные пункты Приволжского федерального округа, в которых есть крупные узловые станции.

"На каждой станции у нас есть свое представительство, за которым закреплена определенная школа, — комментирует Е.М. Тарасов, проректор по связям с производством. — Наш вуз работает как поставщик кадров на всю Куйбышевскую железную: это от станции Кропачево за Уралом до Рязани. А еще с нами сотрудничают 5 железных дорог: Приволжская, Южно-уральская, Юго-Восточная, Горьковская и Северная. Поэтому наша основная задача привлечь ребят из области, из тех населенных пунктов, где есть станции, чтобы обеспечить кадрами все ветки". Кстати, все дни открытых дверей проходят с участием представителей железной дороги, и в этом есть сразу два плюса. Во-первых, на встречу со школьниками приходит сам работодатель, во-вторых, руководство железной дороги в большинстве своем выпускники СамГУПС. Вот она – наглядная агитация.

Увидеть почти всю технику, с которой придется работать, своими глазами можно и на полигоне на ул. Литвинова, куда представители вуза регулярно организовывают экскурсии со школьниками. "Существует даже примета, если кто-то из ребят сел на место машиниста ЭР-200, обязательно придет к нам поступать", — смеется М.А. Гаранин.

"Кстати, нам пришлось пересмотреть всю систему работы с абитуриентами, — рассказывает Е.М. Тарасов. — Если раньше мы ориентировались на школьников 10-11 классов, то теперь работаем со средним звеном. По новым стандартам уже к 9 классу ребятам необходимо выбрать вектор обучения: гуманитарные или точные науки. Например, у нас в Самаре более 40% ребят в качестве специализации выбирают физику. Но для этого с ними нужно много работать заблаговременно, чем мы и занимаемся".

На современном оборудовании

Еще одно новшество в сфере высшего образования — введение должности проректора по связям с производством и создание базовых кафедр на предприятиях – тоже пошло вузу на пользу. "Де-факто, мы никогда не прекращали взаимодействовать, — рассказывает Тарасов. – Но сейчас у нас появились официальные основания".

Чем же служит это вузу и учебному процессу? "Мы живем в век моментального прогресса, — говорит В.Б. Тепляков, — и. о. декана факультета "Системы обеспечения движения поездов". Техническая база устаревает. Вуз не может быстро обновлять ее – банально не хватает средств. С помощью таких кафедр мы сможем обучать ребят на последних моделях техники, показывать все производственные процессы не дожидаясь практики. А это существенно улучшит уровень подготовки наших выпускников".

Прохождение всех практик тоже передается в компетенцию новых кафедр. Кафедры смогут стать экспериментальной площадкой для аспирантов. Темы дипломных проектов и курсовых работ тоже будут согласовываться с кафедрами и выполняться на практике.

Не волноваться о трудоустройстве

Пожалуй, самое главное, чем может похвастаться СамГУПС, — это большая востребованность его выпускников. Так, из 1053 выпускников 2015 года 363 студента получили места в холдинге РЖД, 352 выпускника распределены в другие организации, в т. ч. в метрополитен и структуры городского муниципального транспорта, 96 выпускников продолжат обучение в магистратуре.

"Традиционно большая часть наших студентов продолжает работать на Куйбышевской магистрали. Но в этом году большой запрос нам прислала Приволжская железная дорога. В связи с вхождением Крыма в состав России, изменились грузопотоки, и у них появилась резкая нехватка кадров. Пришел запрос и с Северной железной дороги – очень перспективное направление", — комментирует ситуацию В.Б. Тепляков.

Заведующий кафедрой "Автоматика, телемеханика и связь" на железнодорожном транспорте В.Б. Гуменников с удовлетворением подчеркнул, что в последнее время успешная учеба стала признаком хорошего тона у многих молодых людей. Около трети выпускников 2015 года получат дипломы с отличием. Их ждут в Пензенской, Астраханской, Саратовской и Ульяновской области, а также в республиках Татарстан, Чувашии, Удмуртии, других регионах.

"Сегодня студенты при распределении очень требовательны: четко знают, чего хотят, интересуются социальным пакетом и карьерным ростом, — продолжает Е.М. Тарасов. — В основном все предлагаемые на распределении должности – перспективны. К тому же у нас проходит много студентов по целевым договорам для транспортных предприятий города и области. На первом курсе мы знаем, что порядка 70% наших студентов уже фактически трудоустроены. И имеют хорошие льготы".

"Целевикам сегодня дается льготная ипотека, предоставляется жилье по договору соцнайма и надбавки к заработной плате, — говорит Е.М. Тарасов. — Все целевики проходят практику на оплачиваемых должностях. Ключевая задача для таких студентов – хорошо учиться. Заказчик следит за своими кадрами – каждый семестр мы отсылаем ведомости об успеваемости. Конечно, на этом этапе проходит отсев случайных людей. И это правильно – ведь железным дорогам нужны хорошие кадры".

Обсудить статью на Форуме: перейти по ссылке